Блокада
Ленинграда длилась почти 900 дней. Это самая продолжительная и страшная
осада города за всю историю человечества. 900 дней боли и страдания,
мужества и самоотверженности.
Для
Гитлера Ленинград был "лакомым куском”- ведь здесь находится Балтийский
флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила
помощь от союзников. Да и само название города, ЛЕНИНГРАД приводило его
в бешенство. И в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и
стёрт с лица земли.
Блокада
Ленинграда – трагичная и великая страница российской истории, унесшая
более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях
живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях
искусства, передаётся из рук в руки потомкам – такого не повторится!
На
момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи
человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме
того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи
человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки,
обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были
отрезаны. Массовая эвакуация граждан началась только с января 1942 года
по ледовой дороге.
С
первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни –
пульс блокадного Ленинграда. Летом – водный, а зимой – ледовый путь,
соединяющий Ленинград с "большой землёй” по Ладожскому озеру.
12
сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с
продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство
невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом –
вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты,
погодные условия часто тоже были не на руку морякам – баржи продолжали
свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда
навигация уже в принципе невозможна.
20
ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть
позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким,
несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд
проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском
для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой
весны.
В
колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все,
что могло пригодится в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от
голода. 20 ноября — в пятый раз населению и в третий раз войскам —
пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать
500 граммов в сутки, рабочие — 250 граммов, служащие, иждивенцы и
воины, не находящиеся на передовой, — 125 граммов. И кроме хлеба, почти
ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.
Военно-автомобильная
дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и
эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую
блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря
мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь
великому городу.
14
января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась
заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было
нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и
восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной.
Ленинградский
и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской
артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали
отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово.
Блокада была полностью снята.
При подготовке статьи были использованы материалы: День воинской славы России — День полного освобождения города Ленинграда от блокады |